Московский каршеринг

Всеобщая автомобилизация — основа современного общества, она же — источник глобальных проблем. Перманентная перегруженность дорожной сети и загазованность воздуха в мегаполисах — западные страны столкнулись с этими проблемами еще в середине прошлого века.

Идея минимизировать издержки путем коллективного использования автомобилей возникла среди жителей жилищных кооперативов Цюриха в конце 40-х, а к 70-м годам во Франции и Великобритании уже действовали первые коммерческие сервисы краткосрочной аренды автомобилей. Однако каршеринг в современном виде возник только в конце 90-х годов: развитие интернета и спутниковой связи обеспечило легкий доступ к прокатным автомобилям и возможность поминутной тарификации.

В России первая такая компания появилась в 2012 году в Москве. Сегодня московский каршеринг составляют 5 компаний, а суммарное количество машин приближается к полутора тысячам. За пять лет столичный каршеринг эволюционировал из экзотического сервиса в полноценный вид общественного транспорта.

Как бы часто горожанин ни пользовался машиной, большую часть времени она стоит мертвым грузом. Что если в «пустые» часы на ней могли бы ездить другие? Это убрало бы с дорог лишний трафик: по подсчетам журнала The Economist, один прокатный автомобиль заменяет собой пятнадцать личных машин.

В качестве альтернативы на ум приходит такси, однако прокат автомобилей имеет ряд преимуществ: он более приватный, не нужно ждать подачи автомобиля, кроме того, каршеринг несколько дешевле, так как пользователям не приходится оплачивать услуги водителя.

Собственно, большинство российских сервисов функционирует именно как альтернатива такси — они рассчитаны на частных лиц. Схожая бизнес-модель обуславливает незначительные различия: размер поминутного тарифа, наличие каких-либо специальных предложений или ограничений.

Но и тут нет особого выбора: в отличие от западных сервисов, построенных по аналогичной схеме B2C («бизнес — потребителю»), российские компании предпочитают работать с каким-нибудь одним автопроизводителем. Исключение — Anytime, которая может похвастаться четырьмя марками машин. Для сравнения, американская компания Zipcar предлагает клиентам 30 моделей — в том числе премиальных брендов.

Отметим, что о другой форме организации сервиса — Р2Р («человек — человеку») — в Москве пока не слышно. Хотя автоклубы, участники которых зарабатывают на сдаче в каршеринг личных автомобилей, крайне популярны в Америке и Европе. До такой степени, что страховые компании США, как правило, не покрывающие ущерб от коммерческого использования частных машин, делают для них исключение.